Сходили мы с подружкой недавно в Мариинский на оперу "Евгений Онегин". Россыпь яблок, журчание такого родного Чайковского, яркие голоса и добрая компания. Хорошо, в общем, сходили, наполнено. Но среди это всего благоухания осознала я ещё одну мудрость заложенную Пушкиным в роман.
Дело в том, что давно уже кажется, что книги, оставшиеся в веках, цитируемые и пересказываемые, обязательно должны скрывать в себе, кроме красоты изложения, какую-то мудрость, полезную именно сейчас, в наши дни, для нашей конкретной жизни. Эта мудрость может быть явной или бессознательной, но она обязательно должна "ложиться", быть важной и актуальной. И не так уж важно заложена эта мысль автором сознательно или "так получилось", но некая архитипичность должна быть, иначе это произведение бы не стало классическим, не передавалось бы потомкам. Хотя, когда "проходишь" эти произведения в школе, конечно, ничего подобного в голову не приходит, несмотря на неизменный вопрос: что же этим произведением хотел сказать автор?
Итак, задумавшись об этом, я уже давно рассказываю на семинарах, что классические книги, это не про "них, там и тогда", а про нас здесь и сейчас. И в течении жизни женщины скорее всего хотя бы раз возникнет вопрос (надеюсь, в вашей жизни не возникнет), поступить здесь как Татьяна Ларина или Анна Каренина. Возникнет во всю силу чувств, обстоятельств, смыслов, напряжения и неизбежности решения. Будут другие имена, возраст, контекст, но сюжет психики будет схож, как по вам писанный. И каждая будет принимать свое решение, в своей системе жизни, и отвечать за это решение. Пушкин предложил для Татьяны такой выход: остаться с мужем, хотя не предполагал его изначально, он и замужество-то ее не планировал. Как писал Вяземскому в письме: "Представьте, что учудила моя Татьяна, — взяла да и вышла замуж!» То есть, слушая подобные истории, зная их дальнейшее развитие, я очень рада, что в школе девчонки, (пусть с пятого на десятое), но читают и "Онегина" и "Каренину"...
Это давние мысли, сейчас скорее я ищу подтверждение или отрицание их в историях моих клиенток, а сейчас про новые думки хотела рассказать. Про те, что пришли, когда мы смотрели/слушали "Евгения Онегина" в Мариинке. Мне показалось, что Пушкин заложил здесь еще одну идею, может быть тоже не осознанно. Идею для женщин: "Выбирайте в мужья хороших мужчин". То есть я всегда была на стороне Онегина, ярких чувств, "любовь как маньяк-убийца выскочила из-за угла"... и проч. Но сейчас, с опытом семейной жизни и консультирования, я увидела в Онегине циничного, привлекательно в своем демонизме, пользующегося этой привлекательностью, человека. Над больным дядей иронизирует; никаким делом не занят; флиртует с невестой друга от скуки; одного друга убил на дуэли; соблазняет жену другого - какой из него, девочки, будет муж?! *Пишу, и самой страшно, так привыкла видеть в нем романтический образ. Но допишу, раз начала.* Итак, единственное, что хорошего сделал наш герой, это он отчитал Татьяну, прогнал от себя, хотя, я сейчас думаю, что это её искренность и сила невинности её спасла. Но факт такой, он не воспользовался предложенной любовью простушки. Молодец. Но замуж за него, девочки?!
В итоге, Татьяна - звезда общества, наряды, балы, украшения, уважаемый муж и статус. Да, голову не сносит; эмоциональная качель, не раскачивается, сердце спокойно, душа не мечется. Но точно ли для хорошей семейной жизни нужны ревности, безумие, ежедневные страсти, циничный муж, который к тому же не при деле и без уважения общества? Такие истории я тоже вижу. Не только у классиков.
Дело в том, что давно уже кажется, что книги, оставшиеся в веках, цитируемые и пересказываемые, обязательно должны скрывать в себе, кроме красоты изложения, какую-то мудрость, полезную именно сейчас, в наши дни, для нашей конкретной жизни. Эта мудрость может быть явной или бессознательной, но она обязательно должна "ложиться", быть важной и актуальной. И не так уж важно заложена эта мысль автором сознательно или "так получилось", но некая архитипичность должна быть, иначе это произведение бы не стало классическим, не передавалось бы потомкам. Хотя, когда "проходишь" эти произведения в школе, конечно, ничего подобного в голову не приходит, несмотря на неизменный вопрос: что же этим произведением хотел сказать автор?
Итак, задумавшись об этом, я уже давно рассказываю на семинарах, что классические книги, это не про "них, там и тогда", а про нас здесь и сейчас. И в течении жизни женщины скорее всего хотя бы раз возникнет вопрос (надеюсь, в вашей жизни не возникнет), поступить здесь как Татьяна Ларина или Анна Каренина. Возникнет во всю силу чувств, обстоятельств, смыслов, напряжения и неизбежности решения. Будут другие имена, возраст, контекст, но сюжет психики будет схож, как по вам писанный. И каждая будет принимать свое решение, в своей системе жизни, и отвечать за это решение. Пушкин предложил для Татьяны такой выход: остаться с мужем, хотя не предполагал его изначально, он и замужество-то ее не планировал. Как писал Вяземскому в письме: "Представьте, что учудила моя Татьяна, — взяла да и вышла замуж!» То есть, слушая подобные истории, зная их дальнейшее развитие, я очень рада, что в школе девчонки, (пусть с пятого на десятое), но читают и "Онегина" и "Каренину"...
Это давние мысли, сейчас скорее я ищу подтверждение или отрицание их в историях моих клиенток, а сейчас про новые думки хотела рассказать. Про те, что пришли, когда мы смотрели/слушали "Евгения Онегина" в Мариинке. Мне показалось, что Пушкин заложил здесь еще одну идею, может быть тоже не осознанно. Идею для женщин: "Выбирайте в мужья хороших мужчин". То есть я всегда была на стороне Онегина, ярких чувств, "любовь как маньяк-убийца выскочила из-за угла"... и проч. Но сейчас, с опытом семейной жизни и консультирования, я увидела в Онегине циничного, привлекательно в своем демонизме, пользующегося этой привлекательностью, человека. Над больным дядей иронизирует; никаким делом не занят; флиртует с невестой друга от скуки; одного друга убил на дуэли; соблазняет жену другого - какой из него, девочки, будет муж?! *Пишу, и самой страшно, так привыкла видеть в нем романтический образ. Но допишу, раз начала.* Итак, единственное, что хорошего сделал наш герой, это он отчитал Татьяну, прогнал от себя, хотя, я сейчас думаю, что это её искренность и сила невинности её спасла. Но факт такой, он не воспользовался предложенной любовью простушки. Молодец. Но замуж за него, девочки?!
В итоге, Татьяна - звезда общества, наряды, балы, украшения, уважаемый муж и статус. Да, голову не сносит; эмоциональная качель, не раскачивается, сердце спокойно, душа не мечется. Но точно ли для хорошей семейной жизни нужны ревности, безумие, ежедневные страсти, циничный муж, который к тому же не при деле и без уважения общества? Такие истории я тоже вижу. Не только у классиков.